В этой книге мы не рассказываем историю человечества.
Мы говорим о том, как человек шел вперед, как он раздвигал стены своего мира.
Иногда мы замедляем свой рассказ, чтобы разглядеть каждый камушек, каждое деревцо на пути человека. Но если бы мы все время шли так медленно, мы из-за деревьев не увидели бы леса.
Когда читаешь историю человечества, она кажется на первый взгляд какой-то бесконечной, кровавой цепью завоеваний.
Сколько раз цари вавилонян, ассирийцев, египтян, персов выступали в поход, чтобы покорить весь мир! В надписях на стенах храмов они уже заранее торжественно провозглашали себя «царями четырех стран света», «царями царей», «царями вселенной».
Они шли, превращая в безлюдную пустыню цветущие, густо населенные страны. Сквозь открытые шлюзы вырывались на волю реки. Мутная вода заносила песком города. И песчаный курган, словно могила, оставался на том месте, где раньше был город.
Кому же из завоевателей удалось стать властелином вселенной?
Цари Ассирии подчинили своей власти все окрестные страны — от гор Армении до порогов Нила и от Кипра до Элама.
Цари Персии расширили пределы своей страны до Фракии на западе, до Индии на востоке, до Черного моря на севере, до Аравии на юге.
Царь Македонии Александр завоевал и Персию, и Вавилон, и Египет.
Но никто из этих завоевателей мира не смог завоевать мир.
Мир был больше, чем они думали.
Все их «всемирные царства» занимали только маленькое местечко на необъятной земле.
Да и долго ли занимали?
Едва успев вырасти, «всемирное царство» уже начинало разваливаться на куски. И на его обломках опять возобновлялась кровавая и бесплодная работа покорения мира.
Но и в эти времена всеобщей вражды не прекращался великий труд созидания.
По морям шли корабли от берега к берегу. По суше через пустыни и горы шли караваны.
Неустанно трудились руки земледельцев, каменщиков, кузнецов, рудокопов. Они брали у земли ее богатства. Они добывали медь на Медном острове — Кипре, золото — в Золотой стране, Нубии, серебро — на Серебряных горах, в Тавре, корабельный лес — в Долине кедра, в Финикии, янтарь— на Янтарном берегу, в Прибалтике, олово — на Оловянных островах, в Британии.
На крепко слаженном корабле и во вьюках на спинах верблюдов странствовали по воде и по суше слитки металла, ткани, чаши, папирусные свитки.
Быстрее, чем журавли, неслись персидские гонцы с почтой по Царской дороге из Эфеса в Сузы. Один гонец передавал посылки и письма другому. Когда в гостинице снимали седла с взмыленных, потных коней, другие кони уже мчались вскачь по дороге. И если утром в Эгейском море вылавливали рыбу для царского стола, она к вечеру попадала еще свежей в Сузы, на другой конец Персидского царства.
Из страны в страну странствовали вещи и вести, обычаи и верованья, слова и сказанья.
Вместе с буквами шли от народа к народу меры веса, длины, времени, названия дней и месяцев.
Фунт — это вавилонская золотая мина, метр только ва несколько миллиметров меньше вавилонского двойного локтя
Деньги пришли с Востока. Первые монеты стали чеканить в Малой Азии лидийцы, которых все соседи называли «народом лавочников». Слово «чек» — персидское слово. Русский четверик в точности равен римскому квадранталу.
Из страны в страну шли орудия, изобретенные искусными мастерами, шли плодовые деревья, выращенные заботливыми руками садоводов.
От всего, что мы видим вокруг, от каждой привычной с детства, знакомой вещи нашего человеческого мира тянутся нити в далекие века.
Труд народов и поколений создавал те богатства, которыми мы владеем, создавал то, что носит имя «культура»
Народы протягивали друг другу руки. То, чего не было у одних, было у других. То, чего не умели и не знали одни, умели и знали другие.
Росли богатства, созданные трудом. Но где были искусные, трудолюбивые люди, там появлялись и охотники поживиться за чужой счет.
По земле шли завоеватели. Им нужна была не сама эта земля, а руки, которые ее возделывали. Они убивали тысячи и сотни тысяч для того, чтобы обратить в рабство остальных. Что возьмешь с убитого! А живого можно заставить работать. Самой желанной добычей для них было не золото и не серебро, а рабы — «живые убитые», как называли рабов в Египте.
Все могучее становился труд. И все неистовее бушевала война. Она была словно оборотной стороной медали. Она не могла обойтись без труда. Руки рабов ковали мечи, а мечи нужны были для добывания новых рабов.
Рабы строили боевые корабли, рабы прокладывали дороги, по которым шли завоеватели.
Силой меча покоряли завоеватели одну страну за другой Каждый из них уже видел себя царем вселенной. Но разве можно надолго объединить народы только силой меча?
Об Александре Македонском рассказывали, что он однажды разрубил мечом узел, которого никто не мог развязать.
Но Александр понимал, что мечом можно лишь рубить, а не связывать.
Чтобы крепче связать, породнить народы, он женил десять тысяч солдат на персиянках и сам женился в тот же день на дочери персидского царя.
Это была самая большая свадьба во всей истории.
Философ Диоген называл себя гражданином вселенной. Александр хотел стать ее владыкой и богом. Он сделал своей столицей Вавилон и позволил египетским жрецам провозгласить себя сыном бога Аммона. Он переселил тысячи греков в Азию.
Везде на своем пути он основывал города, которые носили одно и то же имя — Александрия. В этих новых городах и жизнь шла не так, как в старых.