Было время, когда человека окружал сказочный мир. Как в тумане, клубились в этом мире призрачные очертания чудесных трав, камней, зверей, духов. У каждого дерева была душа. Каждый камень мог заговорить.
Но человек познавал мир. Все шире делался светлый круг известного.
И вот опять туман стал сгущаться.
Не в первобытные времена, а в IV веке до нашей эры в Греции, в отечестве науки, философ Платон снова ведет своих учеников в призрачную страну духов. Можно подумать, что не было Фалеса, Анаксимандра, Анаксагора и многих других, исследовавших природу.
Неужели же человечество пошло назад?
Неужели напрасны были труды стольких смелых завоевателей природы?
Нет, в то самое время как одни юноши беседовали в Академии с Платоном, другие внимательно изучали книги Демокрита. Платон звал в одну сторону, Демокрит — в другую.
Платон уводил в призрачный мир духов и утверждал, что это и есть настоящий мир
Демокрит говорил, что нет ничего, кроме природы, и вел учеников в бесконечность пространства и времени
Шли споры: что считать началом, основой всего? Считать основой мира материю, как учили исследователи природы от Фалеса до Демокрита? Или же поверить Пифагору, говорящему, что все есть число, и Платону, утверждающему, что основа мира — идея?
Платон ненавидел Демокрита. Он скупал и разыскивал его книги только для того, чтобы их сжечь.
Споря с Демокритом, он не называл его имени, чтобы не содействовать бессмертию своего противника.
И все-таки Платон с горечью видел, что учение Демокрита уже распространилось среди людей
«Многие,— писал Платон,— считают это учение самым мудрым из всех Вот почему юноши пренебрегают религией и говорят, что не существует богов, верить в которых приказывает закон Вот в чем причина революций».
Всю свою жизнь Платон боролся с учением Демокрита, которое расшатывало древнюю веру в богов и в загробную жизнь.
Демокрит смеялся над умниками, которые говорили: «Зевс всему дает имя, все он знает, все дает и отнимает».
Демокрит считал сказками рассказы об ином мире: «Некоторые люди, не зная, что смертная природа подлежит уничтожению, и испытывая бедствия в жизни, проводят свою жизнь в беспокойстве и страхах, сочиняя лживые сказки о загробной жизни».
Платон был сочинителем таких «лживых сказок о загробной жизни». И ему не по душе были взгляды Демокрита. Он пытался заставить людей снова поверить в «божественного строителя», в то, что загробный мир — это и есть единственный настоящий мир, где люди получают награду за бедствия, возмездие за грехи.
Но, видно, Платон не очень-то полагался на силу своих слов. Оттого-то и грозил он противникам не только загробной карой, но и тюрьмами, пытками, казнями на земле.
Вот что писал он о последователях Демокрита: «Одних надо казнить, других — бичевать и заключать в тюрьмы, третьих — лишать гражданских прав, четвертых — наказывать нищетой и изгнанием из пределов государства».
Так шла борьба между двумя противоположными учениями — идеализмом и материализмом.
А бывало и так, что в книгах одного и того же мыслителя сталкивались и боролись противоположные мысли.