В то время как женщины вскапывали землю мотыгой, мужчины тоже не сидели без дела. Целые дни они проводили на охоте. Поздним вечером возвращались они домой, нагруженные добычей.
Завидев издалека своих отцов и старших братьев, дети выбегали навстречу, чтобы поскорее узнать, удачна ли была охота. С любопытством смотрели они на окровавленную кабанью морду с торчащими изо рта изогнутыми клыками, на ветвистые рога оленя. Но больше всего радовались дети, если охотники приносили или приводили с собой живых зверей: маленьких пугливых ягнят или беспомощного безрогого теленка.
Этих четвероногих пленников охотники не убивали сразу. Пленников держали в загородке и кормили, чтобы они подросли. Когда около дома мычали телята и блеяли ягнята, на душе у охотников было спокойнее. Они знали, что не останутся без мяса, даже если охота будет неудачной. За загородкой были у них теперь запасы, и притом такие запасы, которые сами росли и множились.
Сначала люди держали скот только На мясо, на шкуры. Они не сразу поняли все выгоды скотоводства. Охотники считали скот своей добычей, а добычу они привыкли убивать. Им не так-то легко было сообразить, что выгоднее оставить корову или овцу в живых, чем убить.
Съесть корову можно только один раз, а пить ее молоко можно много лет подряд. Да и мяса от нее можно в итоге получить больше, если ее не убивать: ведь каждая корова ежегодно приносит теленка.
То же самое с овцой. Легко содрать с нее шкуру. Но от одной шкуры мало пользы. Гораздо выгоднее оставить овце ее шкуру и только подстригать шерсть. Ведь шерсть после каждой стрижки отрастает новая. С одной овцы можно снять не одну, а десяток шкур.
Вместо того чтобы убивать четвероногих пленников, выгоднее было даровать им жизнь, но зато брать с них дань.
Приручив корову, овцу, лошадь, человек стал воспитывать их по-своему. Он заботился о том, чтобы у них было жилье в холодное время, чтобы они были сыты. Но зато корове пришлось давать гораздо больше молока, чем раньше, чтобы кормить не только теленка, но и хозяев Лошадь привыкла таскать на себе всякую поклажу. У овцы стало хватать шерсти и на себя и на человека.
Люди отбирали на племя самых молочных коров, самых длинношерстных овец и сильных лошадей. Так понемногу создавались все новые и новые породы домашних животных.
До всего этого люди додумались не сразу. Прошло много веков, прежде чем охотник превратился в скотовода.
Что же в конце концов оказалось?
Люди нашли для себя чудесную кладовую. Они прятали в землю собранные зерна, а земля вместо одного зерна возвращала много.
Они оставляли в живых охотничью добычу, а добыча от этого множилась и росла.
Человек стал свободнее, стал меньше чувствовать свою зависимость от природы. Раньше он никогда не знал, удастся ли ему выследить и убить зверя, удастся ли наполнить корзины собранным зерном. Таинственные силы природы могли послать еду или не послать. Теперь человек научился помогать природе: научился выращивать колосья, разводить коров и овец. Женщинам больше не приходилось уходить далеко в поисках колосьев. Охотникам не надо было разыскивать, выслеживать зверей в лесу.
Колосья росли около дома, корова и овца паслись тут же поблизости.
Человек нашел для себя чудесную кладовую. Но правильнее было бы сказать, что он не нашел, а создал ее своим трудом.
Для полей и выгонов нужна была земля. Эту землю надо было отвоевать у леса. А потом еще перед посевом ее надо было вскопать и разрыхлить. Каких трудов это стоило!
К свободе, к независимости от природы человек не шел, как на прогулке, а пробивался с трудом, преодолевая тысячи препятствий. У нового труда были и свои радости и свои заботы. Солнце могло сжечь урожай, сжечь траву на лугах и выгонах. Дождь мог сгноить зерно.
Первобытный охотник просил бизона или медведя, чтобы они отдали ему свое мясо. Первобытный земледелец просит землю, небо, солнце, воду, чтобы они дали урожай.
Люди создают новые божества. Эти божества еще похожи на прежних. Их изображают, по старому обычаю, в виде зверей или в виде людей со звериными головами. Но у этих зверей новые имена и новые занятия.
Одного зовут Небо, другого Солнце, третьего Земля. Их дело посылать свет и тьму, дождь и засуху.
Наш человек-великан подрос, стал сильнее, но он все еще не знает своей силы. Он по-прежнему верит, что хлеб насущный дает ему небо, а не его собственный труд.