Когда мы смотрим на часовую стрелку, нам кажется, что она неподвижна. Но проходит час-другой, и мы убеждаемся, что стрелка передвинулась.
Так бывает и в жизни людей. Мы не сразу замечаем перемены, которые происходят вокруг нас и в нас самих. Часовая стрелка истории кажется нам неподвижной. И только через несколько лет мы вдруг обнаруживаем, что стрелка передвинулась, что и мы сами изменились, и все вокруг стало другим.
Для сравнения старого с новым у нас есть и дневники, и фотографии, и газеты, и книги. У нас есть материал для сравнения. А нашим предкам сравнивать было не с чем. Жизнь представлялась им неподвижной, неизменной. Ведь заметить перемену без сравнения нового со старым так же невозможно, как невозможно заметить движение стрелки по циферблату, на котором нет цифр.
Каждый мастер, изготовлявший каменное орудие, старался в точности повторять все движения и приемы того, кто научил его мастерству.
Устраивая жилище, женщины складывали очаг так же, как его складывали их бабушки.
Охотники загоняли зверя по правилам, которые освятил обычай.
И все-таки незаметно для самих себя люди изменяли и свои орудия, и свои жилища, и свою работу.
Каждое новое орудие было на первых порах еще очень похоже на старое. Первый дротик мало чем отличался от рогатины. Первая стрела была еще очень похожа на дротик. Но стрела и рогатина — уже разные вещи. И охотиться с луком и стрелами — это уже совсем не то, что охотиться с рогатиной.
Менялись не только орудия человека, менялся и он сам. Это видно по скелетам, которые находят при раскопках. Если сравнить того человека, который вошел в пещеру, с тем, который вышел из нее в конце ледникового времени, может показаться, что это два разных существа. Вошел в пещеру неандертальский человек, с согнутой спиной, с неуклюжей походкой, с лицом почти без лба и без подбородка. А вышел из пещеры рослый и стройный кроманьонец, по виду мало чем отличающийся от нас.